День Воздушного флота России (ранее известный как День Авиации) — профессиональный праздник всех пилотов воздушного флота, авиаторов, инженерно-технического и диспетчерского состава, бортпроводников и работников авиационной инфраструктуры России — отмечается ежегодно в третье воскресенье августа на основании Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации № 3564-1 от 28 сентября 1992 года «Об установлении праздника День Воздушного Флота России».
История воздушного флота России началась с практического развития авиации в начале 20 века. Первый Всероссийский аэроклуб был основан в 1908 году, а еще через два года состоялись первые полёты отечественных самолётов конструкции Александра Кудашева, Игоря Сикорского, Якова Гаккеля. В 1912-1913 годах под руководством Сикорского были построены первые в мире многомоторные самолёты «Русский витязь» и «Илья Муромец». В последующие годы началась подготовка лётчиков и строительство авиационных заводов в стране.
Существенный толчок развитию авиации дали Первая мировая и Гражданская войны. Помимо строительства самолётов, велась и научная работа.
В связи с активным развитием гражданской авиации в России и созданием отечественного парка самолётов появилась необходимость технического контроля воздушных линий. В связи с чем, в 1923 году был учреждён Совет по гражданской авиации и Акционерное общество российского добровольного воздушного флота «Добролет» (в 1932 году переименовано в «Аэрофлот»). В 1930-е годы в стране активно расширялась сеть аэроклубов, организовывались новые учебные заведения, конструкторские бюро и научно-исследовательские организации авиационного профиля, вводились в строй новые самолётостроительные и авиамоторные заводы, строились экспериментальные и опытные летательные аппараты.
Советские лётчики осваивали новые самолёты и вертолёты, устанавливали мировые рекорды, а также отважно сражались в небе Испании и Китая в 1940-х годах. Во время Великой Отечественной войны советская авиация внесла большой вклад в победу над врагом, а в послевоенное время активное развитие получил скоростной воздушный транспорт, реактивные и сверхзвуковые самолёты, вертолётостроение, сооружались новые аэровокзалы и взлетно-посадочные полосы.
И сегодня авиация способна решать широкий круг транспортных, хозяйственных и военных задач. Воздушный флот является важнейшим фактором экономического развития России. В жизни страны с её огромной территорией значение воздушного транспорта сложно переоценить, ведь в некоторые населённые пункты можно добраться только по воздуху. Авиация обеспечивает мобильность людей, решает важнейшие социальные задачи по снабжению жителей труднодоступных районов продуктами питания, медикаментами и другими предметами первой необходимости, содействует развитию деловой активности, обеспечивает межрегиональные связи.
Создание авиации и её эксплуатация — это результат ответственной и самоотверженной работы людей. Именно им всем, кто связал свою судьбу с небом, — гражданским и военным лётчикам, наземному персоналу, создателям крылатых машин и ветеранам авиации — отдается дань уважения и звучат слова поздравления в честь сегодняшнего праздника.