Александр Артурович Роу – советский кинорежиссёр, автор 16 художественных фильмов (из них 14 фильмов-сказок) и 3 документальных. 17-ый фильм «Финист Ясный Сокол» по его сценарию снимался после его смерти.
Создатель киносказок «Кощей Бессмертный», «Марья-искусница», «Королевство кривых зеркал», «Морозко», «Огонь, вода и медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса», «Вечера на хуторе близ Диканьки» и других, Александр Роу, оставил шикарное творческое наследие многим поколениям детей России и других стран. Его добрые весёлые фильмы учат любить славянский фольклор и неизбежно поднимают настроение.
В детстве Александр Артурович работал помощником в галантерейной лавке и одновременно с этим учился в семилетней школе Сергиева Посада, куда они с матерью перебрались в 1915 году.
Окончив школу, Роу поступил в промышленно-экономический техникум. Учёба не помешала ему увлечься театром и в 15 лет стать артистом агиттеатра «Синяя блуза». Вскоре он отказался от экономической специальности и из техникума перевёлся в киношколу для актёров, основанную режиссёром Б.В. Чайковским. В 1930 году Роу её окончил и решил усовершенствовать своё образование в драматическом техникуме имени М. Н. Ермоловой.
Во время обучения в драматическом техникуме, он делал свои первые шаги в кинематографе. Роу устроился на киностудию «Межрабпомфильм» помощником и ассистентом знаменитого Якова Протазанова. Двадцатипятилетний ассистент оказывался не лишним на съёмочной площадке великого мэтра – проявлял чудеса дипломатии, умея обо всём договориться с самыми несговорчивыми членами съёмочного коллектива.
В 1937 году на киностудии «Союздетфильм» (так прежде называлась Киностудия имени М. Горького) Александр Роу самостоятельно снял свой первый фильм «По щучьему велению», который появился на экранах в 1938 году. С первой же работы талантливый ученик Протазанова при участии московских инженеров проявил недюжинную изобретательность, заставив ходить дымящуюся печь, убегать вёдра, складываться брёвна, пятиться гусей и разговаривать щуку. Его находки для фильма впечатлили не только детскую аудиторию, но и взрослую.
Следующим фильмом выдумщика, основанном на русской народной сказке «Царевна-лягушка», была картина «Василиса Прекрасная», вышедшая в 1940 году. В роли русского богатыря снялся Сергей Столяров, для которого фильм был дебютным, в роли Бабы Яги – непревзойдённый Георгий Милляр. И в этой картине Александр Роу дал разгуляться своей фантазии. Его Змеем Горынычем пятиметровой высоты, длиной 11 метров, управляли двадцать человек. Чтобы создать образы страшных обитателей сказочного леса Роу собрал команду лучших гримёров и мастеров комбинированных съёмок, которые в последующих его фильмах продолжали творить чудеса на съёмочной площадке.
С началом войны вместе с киностудией Роу уехал в эвакуацию в Душанбе. Там он снял патриотичную сказку «Кащей Бессмертный», на создание которой его вдохновил немецкий киноэпос «Нибелунги», выходивший в 1924 году. Фильм был удостоен массы положительных оценок, но после войны от сказок пришлось отказаться.
Тогда Роу переключился на документальное кино и выпустил три картины на Ереванской киностудии. К жанру сказки он вернулся в 1952 году, поставив цветной стереофильм «Майская ночь, или Утопленница» по одноимённой повести Н.В. Гоголя.
От фильма к фильму совершенствовалась техническая составляющая его работы, росло количество спецэффектов, усложнялся грим и декорации.
В фильмах Роу, наполненных оптимизмом, юмором и озорством, находилось место и поэзии. В них часто сочетались известные поговорки с современными словечками и каламбурами.
Самым успешным периодом творчества Александра Роу считается конец 1950-х – конец 1960-х годов, когда вышли фильмы «Марья-искусница» (1959 год), «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1962 год), «Королевство кривых зеркал» (1963 год), «Морозко» (1964 год), «Огонь, вода и… медные трубы» (1967 год), «Варвара-краса, длинная коса» (1969 год), «Золотые рога» (1972 год).
Выдающийся фильм «Морозко» получил признание на кинофестивале в Венеции, завоевав его главный приз в 1965 году. В 1968 году Роу было присвоено почётное звание народного артиста РСФСР.
В 1972 году режиссёр начал готовиться к съёмкам сказки «Финист — Ясный Сокол». Он успел написать киносценарий, отобрать актёров, но больше сделать ничего не успел. По материалам, бережно переданным вдовой режиссёра, замысел был завершён его учеником Геннадием Васильевым.