Константин Эдуардович Циолковский - русский советский учëный и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории самолëта и дирижабля, основоположник современной космонавтики.
С 1868 года вместе с родителями Константин Циолковский жил в Вятке (ныне Киров), где учился в гимназии.
После перенесëнной в детстве скарлатины он почти полностью потерял слух. Глухота не позволила продолжить учëбу в гимназии, и с 14 лет Циолковский занимался самостоятельно.
С 1873 по 1876 год он жил в Москве и занимался в библиотеке Румянцевского музея (ныне Российская государственная библиотека), изучал химию и физико-математические науки.
В 1876 году он вернулся в Вятку и стал давать частные уроки.
Осенью 1879 года Циолковский экстерном сдал экзамены в Рязанской гимназии на звание учителя уездных училищ.
В 1880 году он был назначен преподавателем арифметики и геометрии в Боровское уездное училище Калужской губернии. В течение 12 лет Циолковский жил и работал в Боровске. В 1892 году он был переведëн на службу в Калугу, где преподавал физику и математику в гимназии и епархиальном училище.
Циолковский практически с самого начала трудовой деятельности совмещал преподавание с научной работой. В 1880-1881 годах, не зная об уже сделанных открытиях, он написал свою первую научную работу "Теорию газов". Вторая его работа, вышедшая в те же годы, "Механика животного организма", получила положительные отзывы крупнейших учëных и была издана. После еë публикации Циолковский был принят в Русское физико-химическое общество.
В 1883 году он написал работу "Свободное пространство", где впервые сформулировал принцип работы реактивного двигателя.
С 1884 года Циолковский работал над проблемами создания дирижабля и "обтекаемого" аэроплана, с 1886 года — над научным обоснованием ракет для межпланетных полëтов. Систематически занимался разработкой теории движения реактивных аппаратов и предложил несколько их схем.
В 1892 году вышел в свет его труд "Аэростат металлический управляемый" (о дирижабле). В 1897 году Циолковский сконструировал первую в России аэродинамическую трубу с открытой рабочей частью.
Он разработал методику эксперимента в ней и в 1900 году на субсидию Академии наук сделал продувки простейших моделей и определил коэффициент сопротивления шара, плоской пластинки, цилиндра, конуса и других тел.
В 1903 году в журнале "Научное обозрение" появилась первая статья Циолковского по ракетной технике "Исследование мировых пространств реактивными приборами", в которой была обоснована реальная возможность применения реактивных приборов для межпланетных сообщений.
Она прошла незамеченной для широких научных кругов. Вторая часть статьи, опубликованная в журнале "Вестник воздухоплавания" в 1911-1912 годах, вызвала большой резонанс. В 1914 году Циолковский издал отдельной брошюрой "Дополнение к "Исследованию мировых пространств реактивными приборами".
После 1917 года его научная деятельность получила поддержку государства.
В 1921 году ученый оставил педагогическую работу. В эти годы он работал над созданием теории полëта реактивных самолëтов, изобрëл свою схему газотурбинного двигателя.
В 1926-1929 годах Циолковский разработал теорию многоступенчатого ракетостроения, решил важные задачи, связанные с движением ракет в неоднородном поле тяготения, посадкой космического аппарата на поверхность планет, лишëнных атмосферы, рассмотрел влияние атмосферы на полëт ракеты, выдвинул идеи о создании ракеты — искусственного спутника Земли и околоземных орбитальных станций.
В 1927 году Циолковский опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке.
В 1932 году он разработал теорию полëта реактивных самолëтов в стратосфере и схемы устройства самолëтов с гиперзвуковыми скоростями. Циолковский — основоположник теории межпланетных сообщений. Его исследования впервые показали возможность достижения космических скоростей, осуществимость межпланетных полëтов и освоения человеком космического пространства.
Он первым рассмотрел вопросы о медико-биологических проблемах, возникающих при длительных космических полëтах. Кроме того, учëный выдвинул ряд идей, которые нашли применение в ракетостроении. Им предложены газовые рули для управления полëтом ракеты, использование компонентов топлива для охлаждения внешней оболочки космического корабля и многое другое.
Константин Циолковский — автор ряда научно-фантастических произведений, а также исследований в других областях знаний: лингвистике, биологии и др.
В 1932 году учëный был награждëн орденом Трудового Красного Знамени.
В 1954 году Академия наук СССР учредила золотую медаль имени К.Э. Циолковского "За выдающиеся работы в области межпланетных сообщений".
Именем Циолковского был назван кратер на Луне.